Рубрики
Новости  /

Проект храмового комплекса «Умиление» представлен на конференции о церковном зодчестве

Дата записи 16.12.2019

Конференция «Три века церковного строительства  в Санкт-Петербурге», приуроченная к юбилеям известных зодчих Андрея Воронихина, Константина Тона и Андрея Аплаксина, прошла 16 декабря в крипте Казанского собора. В ней приняли участие представители администрации Санкт-Петербурга, епархии, Горного института, Академии художеств, ведущие архитекторы и строители города. Вели конференцию настоятель храма святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице иерей Артемий Наумов и первый заместитель председателя КГИОПа Александр Леонтьев.

Были зачитаны обращения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, ректора СПбДА епископа Петергофского Силуана.

«Северная столица изначально строилась как «идеальный город», архитектурными доминантами которого являются православные храмы. Уверен, что дискуссии пройдут в конструктивном ключе, позволят достичь результатов, ценных для сохранения и развития церковного зодчества, которое находится в поиске своего стиля», — сказано в послании правящего архиерея.

«Наши благочестивые предки вносили лепту в красоту храмового зодчества, а талантливые художники создавали его архитектурный облик, — сказано, в частности, в приветствии епископа Силуана. — Санкт-Петербург как столица Российской империи блистал настоящим многообразием архитектурных шедевров и творческого стиля. Грандиозные дворцы, величественные храмы, одетые в гранит каналы и благолепные проспекты — все это показывает, насколько каждый человек одарен Богом. Осознанно или нет, мы стремимся украшать свою жизнь, создавать нечто прекрасное. Восхитительно, что на этом пути человеку дана широкая возможность для собственного творчества, в котором он находит себя».

Владыка Силуан отметил, что внутренний мир человека наполнен различными стремлениями. Церковное искусство — нравственное, оно заключает в себе божественные смыслы. В церковном здании все направлено на то, чтобы вывести человека из «бытового безразличия», чтобы он осознал, ради Кого создана вся эта красота: храм — это памятник Богу, Его спасительному подвигу.

С приветствиями выступили председатель приходского собрания Казанского собора протоиерей Александр Пашков, начальник городского отдела по взаимодействию с религиозными объединениями Владимир Иванов, председатель КГИОПа Сергей Макаров. 

В ходе конференции большое внимание было уделено истории передачи Казанского собора Церкви. Как известно, в главном соборе города на протяжении 68 лет находился Музей истории религии и атеизма.

«В крипте Казанского собора располагался склад с церковной утварью, иконами, святынями, мощами, которые предполагалось выбросить за ненадобностью. Бригадиру объединения «Реставратор» Аркадию Соколову поручили разобрать складские помещения собора. Именно тогда он нашел чудесным образом мощи святителя Иоасафа Белгородского, которые находились в каком-то ящике. Мощи были тайно закопаны им на чердаке собора в черной ткани. Первый мэр города Анатолий Собчак подписал указ о возвращении собора Русской Православной Церкви в 1991 году, именно тогда были вновь обретены мощи,» — рассказал Александр Леонтьев.

В докладе «Русское церковное искусство и его современные задачи: 1911-2019» кандидат искусствоведения профессор Алексей Белоножкин рассказал о творческом пути архитектора Андрея Аплаксина — последнего в ХХ веке епархиального архитектора Санкт-Петербургской епархии. Он занимался реставрацией Казанского и Сампсониевского соборов, построил десятки храмов, был одним из виднейших представителей неорусского стиля.

Участники конференции обсудили возможность воссоздания Андреевского собора в Кронштадте, который был разрушен в 1932 году: «Восстановление собора является важным шагом для сохранения исторической среды города. Именно в Андреевском соборе служил святой Иоанн Кронштадтский на протяжении 52 лет. Кронштадт на сегодня — один из центров духовной жизни Санкт-Петербурга, в Морском соборе ежедневно молится большое количество прихожан, а значит, здесь есть нужда в строительстве еще одного храма», — сказал вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов Михаил Мамошин.

Об особенностях иконостаса и живописного убранства храма святителя Петра на Роменской улице рассказала доцент кафедры русского искусства Академии художеств Светлана Большакова. О возможности установки памятной доски Андрею Воронихину и о реставрации надгробия Андрея Аплаксина сообщил архитектор Кирилл Яковлев. О восстановлении исторического облика Благовещенской площади рассказал в своем сообщении главный архитектор мастерской «АМЦ-Проект» Сергей Цыцин.

Для участников конференции была проведена экскурсия по собору, они посетили недавно отреставрированный нижний храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси.

После перерыва конференция продолжилась. Прозвучали доклады о святынях Невского края, о проектировании, строительстве и реставрации храмов в Санкт-Петербурге.
Так, епархиальным архитекторомДмитрием Боруновым был представлен проект храмового комплекса «Умиление» на Гжатской улице. Реализация этого проекта имеет важное духовное и социальное значение: будет создан епархиальный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В центре разместится гостиница для приемных семей, взявших на воспитание из социальных учреждений детей-инвалидов. Архитектурное решение комплекса выполнено в лучших традициях классического зодчества Санкт-Петербурга.

Фото Александры Подковыровой
ИА «Вода живая»,
16.12.19